Краткость формул есть завет Огня. Нужно приучиться к священной краткости… В ней выражается и целесообразность, и бережность, и уважение, и заостренная сила. Мир Огненный, ч.1, 329 |
26 июля 1926 года члены экспедиции Рериха прибыли в Новониколаевск (ныне Новосибирск). На обратном пути они задержатся здесь на восемь дней, но в этот раз они на следующий же день погрузились на пароход и направились в столицу Алтайского края — Барнаул. Зинаида Григорьевна Фосдик пишет об этой поездке в дневнике: «...Мы плыли по реке Обь, прекрасные места, вели такие беседы... Незабываемые дни. (...) Огромная река Обь и такая широкая!»12 «Кругом леса, чудесный, благоухающий ароматом сосен воздух»13.
В Барнаул члены экспедиции прибыли 28 июля и остановились недалеко от пристани в гостинице «Империал» (ул. Мало-Олонская, 28), расположившись в комнатах на втором этаже, в южном торце здания, где был выход на небольшой балкон.
«В Барнауле Н.Рерих выступил с лекцией-беседой перед художниками города. Встреча проходила в доме по ул. Мало-Тобольская, 36, на втором этаже здания. В этом старом двухэтажном доме напротив “Старого базара” были залы, где устраивались выставки картин, была изостудия, собирались художники. На этой встрече с Рерихом было около двенадцати человек, среди них художники Алексей Николаевич Борисов (1889 – 1983), Андрей Осипович Никулин (1878 – 1937), Василий Васильевич Карев (1886 – 1970) и другие. А.Н.Борисов был учеником Н.К.Рериха по школе Общества поощрения художеств в Петербурге»14.
30 июля Рерихи отправились пароходом в Бийск. Там они остановились в гостинице «Деловой двор» (ул. Толстого, 144); в настоящее время здесь располагается Комитет по образованию г. Бийска. Члены экспедиции занимали комнаты на втором этаже с окнами на улицу, в восточной части здания. 7 августа 2002 года на этом здании в честь Н.К.Рериха была установлена мемориальная доска (автор-оформитель — художник С.А.Морозов).
«В гостинице с Н.Рерихом встречались алтайский художник Дмитрий Иванович Кузнецов (1890 – 1980), преподаватель рисования Н.В.Бучерников и другие. Николай Константинович показывал им свои картины, рассказывал о путешествии, о пройденных им странах. Встречи были неоднократными, произвели на Д.И.Кузнецова громадное впечатление. Рерих со своими спутниками ознакомился с краеведческим музеем, размещавшимся тогда в Доме культуры (теперь — драмтеатре), осматривал окрестности города, хотел съездить к месту слияния Катуни и Бии. Придавал этому месту большое значение»15.
Зинаида Григорьевна Фосдик записывает в дневнике, что в Бийске участники экспедиции «наняли возниц, четыре брички, упаковывали вещи...»
«Впоследствии, уже возвращаясь с Горного Алтая, Н.Рерих вновь останавливался в Бийске в ожидании парохода в Барнаул и Новониколаевск. Опять были встречи с художниками, с Д.И.Кузнецовым. Николай Константинович показывал им свои алтайские этюды, в их числе этюд “Катунь”»16.
Из Бийска экспедиция выехала 1 августа. Путь лежал через сёла Красный Яр, Алтайское, Баранчи, Тоурак, Мариинское, Чёрный Ануй, Усть-Кан, Кырлык, Абай, Юстик. Н.К.Рерих, Ю.Н.Рерих и М.М.Лихтман ехали верхом. Добирались семеро суток. Дорога была плохая, ломались подводы. Зинаида Григорьевна пишет об этих днях: «Ночью в тумане была опасная переправа через Синий Яр и Громотуху. Всё время лил сильный дождь, продолжавшийся четыре дня. Наш багаж превратился Бог знает во что, весь вымок и разбух, кожаные чемоданы намокли и стали краситься. (...) Поздно ночью, промокнув до костей, приехали в Усть-Коксу. Переночевали в конторе Госторга. (...) Наутро, несмотря на сильный дождь, выехали в Верхний Уймон, с трудом переправились на пароме. Морис, Юрий и возница толкали паром. Переправились через Катунь и в 11 утра были уже в Верхнем Уймоне. Лил сильный дождь, удалось снять два дома, очень хороших; один для Рерихов, другой для нас. Прелестное место, чистое. Примечательно, что во всех деревнях очень чисто и нет насекомых. Сейчас мы остановились у кержаков. В общем ехали семь дней по опасным и почти непроезжим дорогам. Геген [лама Лобзанг] сказал — и очень правильно, — что на пути к Шамбале должны быть препятствия»17.
Трудная дорога не затмила красот Алтая. Художник записывает в путевом дневнике: «А когда перешли Эдигол, расстилалась перед нами ширь Алтая. Зацвела всеми красками зелёных и синих переливов. Забелела дальними снегами. Стояла трава и цветы в рост всадника. И даже коней здесь не найдёшь. Такого травного убора нигде не видали»18.
Путешественников очаровала Катунь: «Шамбатион-река стремительно катит по порогам и камням. Кто не пострашится, перейдёт её. (...) Катит камни — катунь настоящая»19.
«Катун» — по-тюркски «женщина». У алтайцев есть легенда: злые духи скал разлучили красавицу Катунь с её женихом Бием, другой рекой Алтая. Высокие горы и хребты взгромоздили они между влюблёнными. Но устремлённые друг к другу Катунь и Бий преодолели все преграды, и за пределами гор, на равнине, соединились вместе, образовав реку Обь, которая знаменовала их победу.
В дневнике Рериха «Алтай — Гималаи» читаем: «Приветлива Катунь. Звонки синие горы. Бела Белуха. Ярки цветы и успокоительны зелёные травы и кедры. Кто сказал, что жесток и неприступен Алтай? Чьё сердце убоялось суровой мощи и красоты?»20
Уймонская степь, куда направлялась экспедиция, расположена на высоте 1000 м над уровнем моря и закрыта со всех сторон горами. С запада на восток она простирается на 30 км, с севера на юг — на 8 – 12 км. С севера долину закрывает Теректинский хребет, средняя высота которого 2500 м; с юга её обрамляет Катунский хребет. Река Катунь пересекает долину таким образом, что сама долина находится преимущественно на левой стороне реки. На западе в Катунь впадает её главный приток — река Кокса, по имени которой назван районный посёлок Усть-Кокса. В Усть-Коксинском районе сосредоточено 80% всех ледников Алтая, они дают начало многочисленным речкам, формирующим крупнейшую реку Горного Алтая — Катунь. Реки Катунь и Кокса, протекая по району, делят его на три долины — Абайскую, Уймонскую и Катандинскую.
Уймонскую долину издревле населяли коренные жители из племён тодошей и кыпчагов; русские стали селиться на Алтае с конца XVII века. Сюда направлялись разные потоки переселенцев: спасались от притеснений и непосильного труда беглые крестьяне, приписанные к демидовским заводам и рудникам, а также беженцы из бывших кабинетских земель Кузбасса. «Кабинетских» — потому что земли в Алтайском и Кузнецком округах некогда принадлежали «Кабинету Её Величества Екатерине Второй», отсюда и название. Здесь селились искатели Беловодья — страны счастья и благоденствия. Понимая, что им уже не найти сказочной страны, скитальцы останавливались в долине, основывали заимки, выселки и мелкие деревеньки.
Основное население Уймонской степи составляли раскольники, 300 лет назад бежавшие от реформ Петра Первого и митрополита Никона, чтобы сохранить свою веру, старорусский быт и уклад. Сначала они ушли за реку Керженец (под Нижним Новгородом), потому их стали называть кержаками; не найдя там спасения, они двинулись далее, в Сибирь и на Алтай. Не возражая против названия «кержаки», они до сих пор говорят о себе: «стариковские мы», что означает «люди стариковской веры».
Для жителей этих мест основным занятием являлось скотоводство и хлебопашество. «До революции хлеб из Уймонской долины поставляли к царскому столу. Алтайские земли оставались вотчиной императорского двора. И масло из горных долин, и альпийский мёд, и орех кедровый — всё, чем богат Алтай, попадало в Зимний дворец»21.
12 Фосдик З.Г. Мои Учителя. М., 1998. С. 258–259.
13 Там же.
14 Цесюлевич Л. Рерих и Алтай // Перед Восходом. 1995, № 4.С. 6.
15 Там же.
16 Там же.
17 Фосдик З.Г. Мои Учителя. С. 262.
18 Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. Рига: Виеда, 1992. С. 280.
19 Там же. С. 279.
20 Там же. С. 291.
21 Кучуганова Р.П. Уймонские староверы. Новосибирск, 2000. С. 122.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.