Правильно, чем ближе к Богу, тем меньше осуждения. Рерих Е.И. Письмо от 17.10.1935 |
Веселёв Анатолий Петрович родился в 1952 году, в г. Горно-Алтайске, республика Алтай.
Рисовать начал с самых ранних лет. В школе участвовал в выставках рисунков, в конкурсах классных газет. Копировал картины известных мастеров живописи. Начиная с 6 класса оформлял в школе стенды, зал для школьных праздников. Во время службы в армии руководил художественной мастерской гарнизона, а после демобилизации стал учить рисованию и черчению ребят в школе-интернате.
В 1974 году поступил в Горно-Алтайский филиал Санкт-Петербургского пединститута на факультет естествознания (факультет химии и биологии). После окончания института в 1979 году работал на разных производствах и по многим специальностям, а в 1988 году пришёл работать в художественную мастерскую при городском Доме культуры. Через год стал участвовать в городских выставках. Более 10 его работ закуплено Национальным музеем им. Анохина в Горно-Алтайске.
С 1993 года Анатолий Петрович решил путешествовать как свободный художник. Прошёл с рюкзаком и этюдником весь Горный Алтай. Изучал травы, цветы, растения, птиц, насекомых, животных. Каждое лето – новые маршруты по Алтаю, новые впечатления и новые работы.
В 1996 году была издана «Красная книга Республики Алтай». Два раздела в ней — «животные» и «насекомые» — проиллюстрированы Анатолием Петровичем Веселёвым.
В 1999 году художник приезжает в село Верхний Уймон для участия в строительстве Музея Н.К.Рериха на базе усадьбы Атамановых. За период 2000-2003 г.г. им были созданы акварельные работы, которые составили основу выставки «Алтайские пейзажи». Все 105 работ этой выставки были подарены автором Сибирскому Рериховскому Обществу. В феврале 2004 года в г.Новосибирске в выставочном зале Музея Н.К.Рериха прошла персональная выставка акварелей, карандашной графики и живописи маслом. Выставка пользовалась большим успехом.
Более пяти лет Анатолий Петрович ведёт регулярные наблюдения за погодой в Уймонской долине, отмечая температуру, облачность, направление и силу ветра. Ведутся наблюдения за звёздами и солнцем, отмечаются прилёт птиц и редкие явления в природе. Всё это служит глубокому пониманию природы и раскрытию её жизни, накапливанию опыта, который реализуется в творчестве художника.
Перейти в галерею картин А.П. Веселёва
«Открыть глаза людей на радости земли:
На солнечную песнь закатов и восходов,
На блики облаков, которые легли
Небесным цветником по голубому своду..."
Н.Спирина
Эта выставка открывает нам прекрасный мир образов, созданный нашим художником Анатолием Петровичем Веселёвым, человеком талантливым и способным не только увидеть красоту окружающего мира, но и достойно и вдохновенно отобразить его в своих работах. Первое впечатление от картин – ощущение света, исходящего от них. При любых состояниях природы или освещённости картины светятся и сияют. То торжественно и звеняще, то мягко и приглушённо, то едва уловимо пробиваясь сквозь ночную тьму.
Чистота, звонкость и прозрачность красок картин Веселёва позволяют прикоснуться к этим тонким и хрупким состояниям природы, уловить торжественное звучание мира КРАСОТЫ.
Какое богатство оттенков, едва уловимых переходов цвета!
Как точно отражены перспектива и освещение. Удивительный дар композиции позволяет автору каждую картину сделать неповторимой, запоминающейся и в то же время созвучной с другими. В работах нет случайностей, нет неточностей или ошибок в цвете, рисунке, композиции. Всё цельно, законченно, сложено в единое гармоничное целое. Это редкое качество сложилось из большой требовательности автора к своему творчеству, к себе самому. Для него нет мелочей, всё важно и всё должно быть отражено тщательно и достойно, именно поэтому картины не только поэтичны и музыкальны, но и жизненно правдивы.
Особый цикл работ посвящён строительству Музея Н.К. Рериха, восстановлению бывшего дома и усадьбы Атаманова.
Для нас эти работы особенно ценны и значимы как отображение рождения Музея.
Вот он – сруб Музея, пока ещё без окон, без прируба. Стоит сиротливо и ждёт. Вот ночь, зима, свет луны, кругом словно в пустыне пусто и одиноко, а музей ждёт, ждёт весны и продолжения строительства. Что пережито автором, безвыездно в одиночестве прожившем пять долгих зим на усадьбе? О чём думалось, о чём мечталось в эти долгие зимние ночи?
Что чувствовал автор, когда писал эти виды Музея? Все эти чувства и настроения – в его работах. А Музей встречает весну и лето, сияет новыми окнами, радуется восходу солнца и радуге, одуванчикам и зелени травы вокруг. А вот уже и лестница внутри Музея излучает теплоту дерева и теплоту рук мастера, который её сделал. Вот уже и печь сложена его же руками, и горит пламя, так созвучное по краскам картине Н.К. Рериха, видной сквозь проём в связи избы. Вот первое детище его топора – банька, срубленная и сложенная в одиночку. Вот амбары, в одном из которых прожиты долгие зимы. Вся эта серия очень поэтична и в то же время наполнена внутренним смыслом и напряжением.
Музей под звеёдным ночным небом. Белое безмолвие земли и зовущие звёзды. Автору знакомо ночное небо. Известны все созвездия, не случайно звёздная карта прочно утвердилась на одной из стен, а Анатолий Петрович с готовностью «водит» нас на экскурсии по ночному небу. Это ещё одна грань его увлечений. Так же, как и ежедневное наблюдение за погодой, температурой, направлением ветра, всеми явлениями природы. Скрупулёзно и точно ведёт эти записи автор уже несколько лет, выстраивает графики показаний, сравнивает амплитуды, отмечает необычные. И это же помогает ему как художнику глубже проникнуть в мир стихий и природы, в процессы перемен климата. Он исследователь по натуре. Исследователь тонкий и бережный.
На его декоративных композициях так точно и художественно выписаны каждый листик, каждая тычинка цветка, малейшие волоски растения, строение насекомых. Словно в микроскопе наблюдаем мы эти сочетания цвета, линии узоров, тонкость и сложность растений, бабочек, насекомых.
Автору близок и интересен этот мир «от былинки до звезды», и он с восхищением и талантом отражает этот мир для нас в своих картинах.
Особое место в его творчестве занимают панорамные пейзажи Уймонской долины и Катуни в разное время суток и в разные времена года. Они в чём-то созвучны гималайским этюдам Н.К. Рериха. Чистотой и прозрачностью, нежностью цвета и отражением солнечных бликов на гребнях гор, суровостью и торжественностью состояний, величием горных массивов, их сокровенным смыслом. Один и тот же вид, но написанный в разное время, каждый раз открывает новое, помогает уловить многие оттенки и переходы тонов, обогащая восприятие пейзажа.
Удивительны и камерны акварели небольших фрагментов пейзажа: несколько деревьев, отражающихся в воде или отбрасывающих тени на снегу, одинокий куст или дерево среди поля. Словно шёл мимо и вдруг увидел этот уголок первозданной красоты, живущий своей чистотой и тихой жизнью. Лучи солнца, пробивающиеся сквозь ветви деревьев, бликами отражаются на стволах деревьев и на поверхности воды, лёгкие тени, звенящая чистота и музыка тончайших переходов. Удивительная гармония! Каждый откроет сам для себя то, что ему близко в этих творениях, но одно можно сказать уверенно, что никто не пройдет равнодушно. Каждый сумеет уловить частицу красоты, созданной автором, и унести с собой радость от встречи с прекрасным.
«Через искусство имеете Свет». И эта выставка понесёт свет по миру, благодаря трудам талантливого художника, умелого плотника и печника, мастера на все руки – Анатолия Петровича Веселёва. Мы ждём новых встреч и новых работ и творений нашего художника, молодого и бодрого духом, лёгкого на подъём и отзывчивого на красоту, общинника и сотрудника.
Рассказывал Виктор Лихачев
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.