Учение Живой ЭтикиСибирское Рериховское
Общество
Музей Н.К. Рериха
в Новосибирске
ИЦ РОССАЗИЯ
Журнал ВОСХОД
Книжный
интернет-магазин

  Наши Учителя и
  Вдохновители
   
"Мочь помочь - счастье"
Актуально

Фото- и медиа-архив



 

Мирослав Павлович Чевалков


Мирослав Павлович Чевалков (1929-2006) — алтайский живописец, автор произведений, созданных на основе изучения мифов, легенд и исторических событий Алтая, Древней Руси и Древней Греции.

М. П. Чевалков родился в 1929 г. в Алтайском крае, с 1930 г. жил в Горно-Алтайске. Закончил пединститут и Костромское художественное училище. Художника отличают глубокие научные познания, проявляющиеся в способности к реконструкции древней истории, быта и обрядов алтайского народа.

Природа Горного Алтая, необыкновенно красивого сказочного края, вдохновляла художника, и он создавал прекрасные пейзажи, на которых сверкают кристальной чистотой вершины священной Белухи, сияет нежная синева небес, радует глаз сочная зелень лугов, усыпанных красочной россыпью цветов.

Глубоко лиричный, одухотворённый пейзаж обычно является фоном сюжетных картин Чевалкова. Большинство его работ написаны акварелью, в мягкой, приглушённой цветовой гамме. Ряд картин М.П. посвятил героям алтайской мифологии, изобразив Духов Огня и Воды, хозяина подземного царства Эрлика, покровительницу новорождённых — Небесную Деву Май Эне.

Мирославу Павловичу особенно близок героический эпос Алтая. На его картинах оживают образы любимых богатырей алтайского народа — Когутея, Ак-Тойчи, Алын-Манаша, которые наделены не только необыкновенной мощью и отвагой, но и высокими нравственными качествами.


Ак-Тойчи

Несколько картин посвящено подвигам богатырши Очи-Бала, самому яркому женскому образу в алтайском эпосе. В облике девушки художник подчёркивает её красоту, силу и мужество, рассказывает на своих картинах о подвигах бесстрашной воительницы, вставшей на защиту родного Алтая


Очи-Бала

В нескольких сериях картин М.П. словно оживает историческое прошлое Алтая. Это скифская серия под название «Стерегущие золото грифы», а также картины, отображающие жизнь древних тюрков.


Стерегущие золото грифы

Учёных Института истории и археологии СО РАН поразила способность художника очень достоверно изображать тактику боя, специфичные виды оружия и костюмы того времени.

На картинах запечатлена героическая борьба алтайского народа с джунгарскими ханами, нападавшими на земли Алтая.

Картина «Застава», написанная маслом, рассказывает о важнейшем историческом событии — присоединении Алтая к России. Алтайские зайсаны пришли на русскую заставу, чтобы передать русскому царю письмо с просьбой принять их под своё покровительство.

Творчество М.П. пронизано любовью к родному краю, уважение к обычаям предков, стремлением передать красоту и силу человеческого духа.

Его полотна вызывают у зрителей радостные и светлые чувства, побуждают к размышлениям о героизме и подвиге, помогают узнать и полюбить землю Алтая и алтайский народ.

 

 
Мысли на каждый день

Старый мир ютится во всех частях света, так же новый мир нарождается всюду вне границ и условий.

Знаки Агни Йоги, 55
История Музея Рериха
Н. К. Рерих в экспедиции. / Nicholas Roerich during the expedition 

С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.

Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай.  С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».

Дом Варфоломея Атаманова. / Varfolomey Atamanov’s house. 1926

Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община». 

Музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне / Nicholas Roerich Museum. Verkhniy Uymon

Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.

Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.



Фильм
"Влечёт к себе Сибирь великая..."
о строительстве Музея Н.К. Рериха
в Верх-Уймоне.

Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.