Именно, когда мысль прочувствована, она может творить. Мир Огненный, ч.3, 155 |
9 октября 2024 года исполняется 150 лет со дня рождения всемирно известного художника, выдающегося культурного деятеля XX века — Николая Константиновича Рериха. Во многих городах России уже прошли или проходят юбилейные торжества — в Москве, Санкт-Петербурге, Барнауле, Кемерове…
Село Верх-Уймон (Республика Алтай), где Рерих жил в 1926 году, также включается в празднование этой даты. 7 июля в выставочном зале Мемориального дома-музея Н.К. Рериха открылась выставка работ Рериха «Алтай – Гималаи». Это совместный проект «Центра искусств. Москва» и Сибирского Рериховского Общества (г. Новосибирск), который реализуется при поддержке Министерства культуры РФ и Правительства Республики Алтай.
Впервые на земле Алтая зрители увидят более шестидесяти живописных и графических работ Н.К. Рериха из частных собраний, предоставленных «Центром искусств. Москва».
С приветствием на открытии выступил заместитель исполнительного директора Сибирского Рериховского Общества и Музея Н.К. Рериха Сергей Александрович Деменко.
На открытие приехал глава Усть-Коксинского района Дмитрий Николаевич Кочевов, который в своём выступлении отметил значимость выставки «Алтай – Гималаи» как для района, так и для всей республики и выразил надежду, что выставку будет посещать молодёжь.
Глава Верх-Уймонского сельского поселения Ирина Викторовна Кононова в своём приветствии поблагодарила всех участников за организацию этого значимого для села события.
Основатель Музея истории и культуры Уймонской долины Раиса Павловна Кучуганова сердечно приветствовала это культурное событие и рассказала о пребывании экспедиции Рериха в Верхнем Уймоне и его дружбе с Вахрамеем (Варфоломеем) Атамановым.
Основатель «Центра искусств. Москва», куратор выставки и коллекционер Андриан Владимирович Мельников выразил благодарность Министерству культуры Республики Алтай, администрации района за поддержку этого проекта.
На открытии состоялся концерт, в котором приняли участие лауреаты международных фестивалей, композиторы и исполнители Лариса Малиновская (фортепиано, вокал), с. Замульта, и Сергей Савитра (ситар), г. Москва.
Выставку «Алтай – Гималаи» по праву можно назвать одним из наиболее ярких и значимых проектов юбилейного года Николая Рериха. Её уникальность состоит в том, что она содержит ряд малоизвестных ранних работ мастера. Некоторые из них, такие как «Воин» (1894), «Небесный Бой» (неизвестный вариант картины, 1915 – 1916 гг.), «Неведомый певец» (1920) и другие, впервые представлены современному зрителю.
На выставке экспонируются 37 живописных и 29 графических работ художника, а также архивные материалы и предметы, принадлежавшие семье Рерихов, рукопись путевого дневника Николая Константиновича — «Алтай – Гималаи».
Название выставки «Алтай – Гималаи» напоминает о легендарной Центрально-Азиатской экспедиции, возглавляемой Н.К. Рерихом, прошедшей по самым труднодоступным местам Азии. В 1926 году эта экспедиция посетила Алтай; в Верх-Уймоне её участники сделали остановку и в течение двух недель проводили исследования. Н.К. Рерих называл Алтай «жемчужиной всей Азии» и утверждал, что этому уникальному краю предназначено великое будущее. «Истинно, "Алтай – Гималаи" — два магнита, два равновесия, два устоя» — так охарактеризовал Рерих два важнейших средоточия планеты.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.