Лучше недосказать, нежели переполнить и довести до предательства. Братство, 211 |
Издавна в Уймонскую долину со всех сторон стремились искатели Беловодья — священной страны, где обитают кроткие и справедливые люди, обладающие уникальными знаниями, нам пока не доступными. «В далёких странах, за великими озёрами, за горами высокими — там находится священное место, где процветает справедливость. Там живёт высшее знание и высшая мудрость на спасение всего будущего человечества. Зовётся это место Беловодье»42, — записал Н.К.Рерих в своём путевом дневнике. Такие легенды о Беловодье послужили сюжетом для нескольких его картин алтайского цикла.
На поиски этой Страны Счастья алтайские староверы шли целыми семьями. «...В самом конце прошлого [XIX] столетия в Беловодье была отправлена экспедиция из уральских казаков-староверов, но они пошли неправильным путём и не нашли Беловодского Царства»43. Существовали «специальные путеводители, так называемые “путники”, где на крестьянском наречии искажёнными географическими названиями указывалось направление»44 в эту заповедную Страну. В книге Р.П.Кучугановой «Уймонские староверы» упоминается одно из таких описаний, взятое из «путника» (дневника), хранящегося в Верхнем Уймоне, в Музее старообрядческого быта: «На Беловодье надобно ехать до города Бийска... до деревни Устюбы. Потом путь пройдёт через горы каменные, снеговые. И тут есть деревня Уймон, есть и люди тут, которые поведут дальше...»45
Маршрут в Беловодье был известен некоторым жителям долины, правда, описание его было весьма пространным: «...Пойдёшь между Иртышом и Аргунью. Трудный путь, но коли не затеряешься, то придёшь к солёным озерам. Самое опасное это место. Много людей уже погибло в них. Но коли выберешь правильное время, то удастся тебе пройти эти болота. И дойдёшь ты до гор Богогорше, а от них пойдёт ещё труднее дорога. Коли осилишь её, придёшь в Кокуши. А затем возьми путь через самый Ергор, к самой снежной стране, а за самыми высокими горами будет священная долина. Там оно и есть, самое Беловодье»46.
Трудно было придерживаться пути шириною от Иртыша до Аргуни, но люди всё равно шли; некоторые возвращались, другие пропадали, а кто возвращался — рассказывали о том, что мало преодолеть все физические препятствия: попасть в Беловодье могут только чистые духом. Подходили они близко к Заповедной Стране, уже слышали и колокольный звон, и крики петухов, и мычание коров, но напускался туман, и пройти было невозможно. «...Непозванный не дойдёт»47.
Н.К.Рерих упоминает в своих записях некую «замечательную книгу», содержащую «сведение о том, что в 1925 году на Волге, в городе Костроме, скончался старец, в бумагах которого нашли путь к святыням светлых Обителей Гимавата. И староверы сибирские по-прежнему идут в священное Беловодье; стремятся к высшему общению с Богом»48.
Фёкла Семёновна Бочкарёва из рода Атамановых, всю жизнь прожившая в Верхнем Уймоне, так рассказывала о Беловодье в 1982 году: «Надо искать Беловодье, потому что там горячие целебные воды. Да не даётся оно всем, Беловодье. Недостойный, неправедный душой не попадёт туда. Беловодье-то, сказывают, между Бухтармой и Китаем. Широко место-то. Зиновья Харитоновна Соколова, в деревне её все Соколихой звали, с сыновьями (у неё парни были 15 – 17 лет, да и сама-то немолода была, лет 50 поди было) искали Беловодье, ушли из деревни. Сказывают люди, будто она письмо присылала, да адрес свой не указала. Старики говорили: “Есть оно, Беловодье-то, есть. Добраться туда нелегко, подойдут люди близко-близко, на другом берегу петухи кричат, коровы мычат, а туман-то, туман, синё аж! Застелет всё... Кто не грешный-то, тот и проходил, поди”»49.
Тот же рассказ про Соколиху слышал и Николай Константинович в 1926 году в Верхнем Уймоне, и он отметил его в своих дневниковых записях.
Жители Уймона были уверены, что Рерихи успели побывать в Беловодье за то короткое время, что жили в селе. Доктор исторических наук В.Е.Ларичев в работе «Н.К.Рерих и сотоварищи в Сибири» приводит рассказ дочери Атаманова — Агафьи Вахрамеевны: «“Они и на Беловодье были! Три дня там гуляли. Идёшь, с одной стороны — горы, с другой — болота. Никто не может доехать. Туман покрывает, только петухи слышны. А им раскрылось. Фотографии показывали оттуда. Василисе скатерть подарили, кому-то рубаху оттуда. Скатерть белая, вышитая чёрными цветами. Шаль белую вязаную. Из Беловодья всё”. Нашлись, правда, бородатые скептики, кто захотел сбить с толку Агафью, ядовито спрашивая:
“А что ж они на Беловодье-то не остались, коли там были?” Рассказчица, однако, парировала сомневающихся вполне уверенно: “А сам [Н.К.Рерих] ответил, что и другие страны повидать надо, и многое что сделать”».
Позже, 27 сентября 1929 года, на собрании сибирских друзей Музея Н.Рериха в Нью-Йорке, Николай Константинович рассказывал: «...Когда мы не так давно проехали через алтайские высоты, нам показали пути и потаённые, ведомые лишь избранным, далёкие тропинки к Священным местам, именуемым Беловодье».
44 Цесюлевич Л. Рерих и Алтай // Перед Восходом. 1995, № 5. С. 6–7.
45 Кучуганова Р.П. Уймонские староверы. С. 15.
46 Рерих Н.К. Цветы Мории... С. 236.
47 Надземное. 16.
48 Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1991. С. 59.
49 Кучуганова Р.П. Уймонские староверы. С. 24.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.