Сердце – самый независимый орган, можно дать ему свободу к добру, и оно поспешит наполниться психической энергией. Братство, 290 |
|
После завершения Центрально-Азиатской экспедиции Рерихи планировали вернуться на Алтай и поселиться в Верхнем Уймоне. «Золотые здешние места, через пять лет буду тут», — говорил жителям Уймона Николай Константинович. После завершения экспедиции он жил мечтой о возвращении на Родину. Но этот отъезд так и не состоялся...
В 1957 году, выполняя завет родителей, на Родину вернулся старший сын Рерихов, Юрий Николаевич. «Буквально в каждой встрече, в каждой беседе Юрий Николаевич касался Алтая, — вспоминала барнаульская художница И.Р.Рудзите. — Семья Рерихов после возвращения на Родину хотела поселиться именно в Горном Алтае. В одной из первых бесед Юрий Николаевич говорил: “В России много происходит по Плану. Сбываются предсказания, хотя и не совсем так, как предусматривалось. Сейчас много говорят об Алтае, Сибири. Новые люди на новом месте. Будущий центр на Алтае. (...) Про Алтай — это Решено”. В другой раз учёный сказал: “Музей будет здесь и на Алтае. Город будущего и Музей надо строить на чистой земле — на Алтае. Там будущий Центр. Надо смотреть на Восток, а не на Запад”»1.
О создании Алтайского центра говорил в своё время и Святослав Николаевич Рерих. Он даже составил подробный план, согласно которому должен быть создан «большой перспективный культурно-просветительский центр для работы широкого масштаба...
в удобном месте, доступном для посещений, с хорошими транспортными связями... В местах остановок Н.К.[Рериха] могут существовать музеи-мемориалы (например, в Верхнем Уймоне), которые структурно вольются в центр как филиалы»2.
Таким Музеем-мемориалом и является дом Вахрамея Семёновича Атаманова, после того как в нём останавливались участники Центрально-Азиатской экспедиции. Именно это важное историческое событие сделало его памятником истории и мировой культуры, и отныне он навсегда связан с именем Николая Константиновича Рериха — великого художника и мыслителя XX века.
УСАДЬБА В.С. АТАМАНОВА ПРИ ЕГО ЖИЗНИ |
Дата возведения дома В.С.Атаманова точно не определена, ориентировочно это конец XIX – начало XX века. Распространённой постройкой жилого дома в Верхнем Уймоне была изба «со связью». Ещё в XI–XII веках сложился подобный тип восточно-славянского трёхчленного жилья, состоящего из тёплой избы, холодной клети и связывающих их сеней, которые так и назывались — «связь». Со временем в холодную клеть стали ставить печи, и она тоже превратилась в тёплую избу, но название «дом-связь» так и осталось. Староверы и в условиях Сибири строили такие же дома. У Атамановых был двухэтажный дом-связь.
Вахрамей Семёнович создал уникальный по тем временам в Горном Алтае хозяйственно-бытовой комплекс. Огромная усадьба была обнесена изгородью, или, как говорили в старину, пряслами. Кроме двухэтажного деревянного дома, стояла избушка, где готовили лекарства из трав, и изба-флигель, в которой была русская печь, запечек, глубокое подполье. На территории были размещены: пасека, кузница, колодец-журавль; два амбара, где хранили зерно, муку и другие продукты; клетки с кроликами; сарай-гараж для сельскохозяйственных машин, на крыше которого, покрытой тёсом, летом сушили промытое зерно для помола муки. На усадьбе также располагалась баня «по-чёрному», крыша которой была засыпана землёй и глиной; на бане и вокруг неё всегда росла трава. Был овин для сушки зерновых перед молотьбой, навесы, где молотили снопы и веяли зерно. Отдельно стоял огороженный хоздвор, на котором располагался коровник, хлева для телят, ягнят и домашних птиц; навесы для сена; пригон для овец и лошадей. Летом овцы, нерабочие лошади и молодняк рабочего скота паслись на пастбищах, в это время часть пригона отгораживалась, там делались грядки для огурцов, арбузов и дынь. С юга усадьба была ограничена проезжей дорогой (ныне улица Набережная), с востока и запада — переулками, с севера — протокой реки Катунь.
РЕКОНСТРУКЦИЯ ДОМА |
В 1929 году В.С.Атаманова раскулачили и сослали в Нарым с внуками, дочерьми и снохами. Его сыновья ушли в горы и воевали против красных. Усадьба перешла в собственность сельской администрации. Многочисленные ремонты и перестройки постепенно меняли облик дома. Первая его реконструкция произошла в 1932 году, и там был размещён детский сад-ясли. В дальнейшем дом сдавался под жильё для семей совхозных рабочих, использовался как контора и общежитие.
Со временем дом обветшал настолько, что туда забредал скот; нижние венцы его подгнили. В 1951 году второй этаж дома был снят и установлен на землю в семи метрах от его первоначального места расположения, а первый этаж был разобран и вывезен из деревни.
Позже, во время реставрации сохранившейся части здания, «после вскрытия штукатурки и драни стало ясно, что первоначально дом не штукатурился, а покрывался масляной краской. Краска наносилась на неподготовленную олифой поверхность брёвен, поэтому она, в основном, осыпалась, не оставив следов бывшей росписи стен в виде растительных орнаментов, цветов и вазонов, также и росписи красной чаши, которую в своё время видел Н.К.Рерих... Чистые потолки с росписью утрачены во время переноса дома... Полы и потолки в избах были окрашены масляной краской»3.
«ОТКРЫТИЕ» ДОМА В.С. АТАМАНОВА |
В августе 1967 года барнаульские художники Илзе Рудзите и Леопольд Цесюлевич предпринимают в Усть-Коксинском районе самостоятельную экспедицию, цель которой — найти следы пребывания Рерихов на Алтае. Прошёл 41 год с тех пор как Н.К.Рерих прошёл по этим местам, и к этому времени многие жители Верхнего Уймона уже не помнили ни Вахрамея Атаманова, ни Николая Рериха. Более того, они уверяли, что и экспедиции такой в Верхнем Уймоне не было.
С большим трудом молодые художники нашли дом Атаманова, встретились с Агафьей Зубакиной (в девичестве Атамановой). Это была та самая Агафья, которая в 1926 году взяла на себя бытовые заботы о членах экспедиции. Когда ей показали портрет Рериха, она сразу его узнала, лицо её осветилось улыбкой, и с повлажневшими глазами она воскликнула: «Он, он! Помню, Юра, сын был! Какие хорошие люди были! Мало пожили, а добра много сделали»4.
Агафья Варфоломеевна познакомила барнаульских художников со старожилами, которые бывали в доме её отца, помогали экспедиции, беседовали с Н.К.Рерихом. Это были Серапион Семёнович Атаманов, Фёдор Петрович Лаптев и другие. Воспоминания крестьян были живы и интересны. Художники собрали богатейшие материалы о пребывании Рерихов на Алтае, позже опубликовав их в журнале «Сибирские огни»5.
В 1968 году И.Рудзите вновь посетила Алтай уже в составе официальной экспедиции, проводимой Алтайским краевым музеем изобразительных и прикладных искусств. По возвращении экспедиции была подана заявка в Краевое Общество охраны памятников истории и культуры и в Исполком Алтайского края — о постановке дома В.С.Атаманова на государственную охрану в связи с пребыванием в нём в 1926 году Н.К.Рериха.
25 февраля 1972 года Дом Рериха, как его стали именовать, был взят под государственную охрану как памятник областного значения, а Краевое Общество охраны памятников истории и культуры приняло решение об установлении на доме мемориальной доски.
В 1974 году, к 100-летию со дня рождения Н.К.Рериха, известный кинорежиссёр Р.А.Григорьева снимала на Алтае документальный фильм «Николай Рерих». В том же году 28 августа была установлена мемориальная доска и состоялось её торжественное открытие при большом стечении людей. Бронзовый барельеф Н.К.Рериха был создан рижским скульптором И.Васильевым, сама доска из искусственного камня — барнаульским скульптором В.Рублёвым.
ПЕРВАЯ ПОПЫТКА СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ Н.К. РЕРИХА |
В 1977 году началась подготовка к проведению в октябре 1979 года Вторых Рериховских Чтений, в ходе которых предполагалось посещение Дома Рериха в Верхнем Уймоне участниками конференции и Святославом Николаевичем Рерихом, давшим согласие на участие в Чтениях. Оргкомитет во главе с академиком А.П.Окладниковым направил первому секретарю Алтайского крайкома КПСС письмо (копии — первым секретарям Горно-Алтайского обкома КПСС и Усть-Коксинского райкома КПСС), в котором ставился вопрос о состоянии дома и о создании в нём мемориального Музея Н.К.Рериха. Одновременно с такой же инициативой выступило и Алтайское отделение Союза художников СССР. Идя навстречу предложениям учёных в лице академика Окладникова, а также российской общественности и интеллигенции, Алтайский крайисполком в 1977 году принял решение о создании в Верхнем Уймоне в доме В.С.Атаманова «мемориального дома-музея Н.К.Рериха».
Следующим шагом явилось решение исполкома краевого Совета народных депутатов (№ 399 от 01.12.1978) об учреждении специальной комиссии по созданию указанного музея. Председателем комиссии был назначен начальник Управления культуры Алтайского крайисполкома И.И.Акишев.
Комиссия дважды выезжала на место; она определила, что подлинный дом требует серьёзного трудоёмкого ремонта, и пришла к заключению о невозможности быстрой его реставрации. Ввести Музей в эксплуатацию к началу Рериховских Чтений не представлялось возможным. Комиссия приняла решение построить к этому сроку рядом с домом Атаманова временный экспозиционный павильон, а восстановление и реставрацию подлинного дома проводить вторым этапом.
Незадолго до этого один из рабочих совхоза поставил сруб дома, в плане и размере аналогичный подлинному. Было решено закупить его и срочно достроить. Сруб купили за 9 тысяч рублей, но строительство практически было сорвано, и к началу Рериховских Чтений в октябре 1979 года павильон под экспозицию не был готов.
Дальнейшая работа проводилась сразу по нескольким направлениям.
Группа художников-дизайнеров Алтайских художественно-производственных мастерских Фонда РСФСР изготовила проект интерьера и экспозиционных стендов помещений Музея, а также всего художественного оформления. Краевой краеведческий музей, как научный руководитель Дома-музея Н.К.Рериха, разработал научный методический план экспозиции и методику экскурсий. Бюро по туризму и экскурсиям открыло 317-й маршрут, «Рериховский», издало карту Алтайского края с указанием Музея Н.К.Рериха в селе Верхний Уймон. Институт «Алтайгражданпроект» изготовил архитектурный проект реставрации подлинного дома.
В то же время на общественных началах был подготовлен другой архитектурный проект, автором которого являлась правнучка Атаманова — Н.Сошнева, архитектор из Минска.
Обратившись с письмом ко всем рериховедам и коллекционерам как в стране, так и за рубежом, Союз художников собрал для Музея экспонаты: книги, альбомы, репродукции, фотографии, письма, подлинные рисунки, личные предметы и одежду Рерихов.
С июля 1981 года построенный экспозиционный павильон, под наименованием «Дом-музей Н.К.Рериха», стал работать как филиал Горно-Алтайского краеведческого музея. Проработав всего два года, в июне 1983-го он перестал существовать: филиалу было отказано в финансировании, все собранные экспонаты передали в фонды Горно-Алтайского краеведческого музея, а в самом здании разместили библиотеку.
В феврале 1986 года в павильоне, одновременно с библиотекой, вновь разместился филиал Горно-Алтайского краеведческого музея им. Анохина (ныне Национального музея республики Алтай — НМРА), который имеет с этих пор чисто краеведческий характер. В нём разместили небольшую экспозицию о пребывании в этих местах Николая Рериха.
НАЧАЛО НАРОДНОЙ СТРОЙКИ |
Все эти годы подлинный дом Атаманова продолжал разрушаться. Он по-прежнему был памятником местного (муниципального) значения, но ни районное, ни республиканское руководство не предпринимали никаких действий для его восстановления. Намерение Комиссии по созданию Дома-музея Н.К.Рериха провести реставрационные работы вторым этапом растянулось на десятилетия.
Спустя 18 лет (с 1977 года) после решения Алтайского крайисполкома о создании мемориального дома-музея Н.К.Рериха начинается новый виток борьбы за его осуществление. В 1995 году в решение этой проблемы активно включается Сибирское Рериховское Общество — общественная культурно-просветительская организация, созданная Наталией Дмитриевной Спириной, ученицей Рерихов во втором поколении: её духовный руководитель Борис Николаевич Абрамов был учеником Николая Константиновича Рериха.
СибРО, начавшее свою деятельность по распространению наследия семьи Рерихов с конца 1980-х годов, накопило уже немалый опыт культурно-просветительской работы, в его фондах собраны ценнейшие архивные материалы, налажено сотрудничество с Музеями и Рериховскими обществами всего мира.
Ещё в 1987 году Н.Д.Спирина встретилась с С.Н.Рерихом в Москве. Ему были показаны фотографии дома в Верхнем Уймоне, где останавливались Рерихи, и был задан вопрос о том, где должен располагаться Музей. «Мы считаем, — сказала Наталия Дмитриевна, — что делать Музей надо именно в том доме, где останавливалась великая семья, а не в новом, построенном рядом с ним». На это Святослав Николаевич ответил: «Да, конечно, это так! Пусть дом останется и будет центром... Несомненно, этот домик и все предметы в нём несут отпечатки [мысли]. Всё это может и должно расти».
5 января 1995 года Правлением СибРО было принято решение направить рабочую группу в республику Алтай для выяснения состояния дел и заключения договора с местной администрацией и Комитетом по Культуре Республики Алтай о восстановлении дома Атамановых под Мемориальный дом-музей Н.К.Рериха.
Приехав на Алтай, представители СибРО застали следующую картину: один из алтайских общественных деятелей, М.Шишин, собирался организовать в бывшем доме Атаманова школу искусств. Н.К.Рерих в его проекте упоминался, но слегка; главный упор делался на школе. Был уже залит фундамент под здание школы, а в оставшемся от дома Атаманова этаже жили строители, окончательно его изнашивая. СибРО настаивало на том, что это историческое здание должно быть не только восстановлено, но и внесено в реестр особо ценных памятников. М.Шишину и его соратникам пришлось свернуть строительство, начатое ими на мемориальной территории.
В мартовском номере журнала СибРО «Перед Восходом» (за 1995 год) по предложению Н.Д.Спириной было опубликовано обращение, в котором говорилось: «Просим откликнуться всех, кому дорога память о нашем великом соотечественнике Николае Константиновиче Рерихе, и посильно помочь в этом благородном деле». На этот призыв отзываются многие: вкладывают денежные средства, присылают нужные материалы и инструменты, приезжают потрудиться на восстановлении усадьбы. Строительство осуществлялось методом «народной стройки» — всем миром, на добровольные пожертвования частных лиц и организаций, с привлечением мировой общественности.
Найдя специалистов, которые смогли бы руководить реставрацией, в 1995 году СибРО заключает договор с алтайским филиалом Сибирского института «Сибспецпроектреставрация» на разработку научно-проектной документации. Главный архитектор АФИ «Сибспецпроектреставрация» АА.Машонкин 3 мая 1995 года написал письмо всем заинтересованным сторонам: «Необходимо провести предварительные историко-архивные изыскания с выявлением документальных материалов, характеризующих усадьбу Атамановых на время проживания Н.К.Рериха и его семьи в 1926 г. В противном случае не будет достигнута подлинность всего памятника и его элементов, что очень важно для восстановления мемориального комплекса. Для этого необходимо провести подбор аналогов домов со “связью” и построек в Западной Сибири и на Алтае с проведением археологических зондажей на бывшей усадьбе Атамановых».
СибРО организовало изыскательскую экспедицию с привлечением специалистов по деревянному зодчеству. Были произведены обмеры дома, а также раскопки на территории, благодаря которым были обнаружены остатки фундамента и брёвен нижнего этажа. Было опрошено большое количество жителей окрестных сёл. Их рассказы были записаны на видеопленку. Сбор информации происходил в разных городах. По всей России искали родственников Атамановых, встречались с ними. Были найдены фотографии дома. В одном из сёл Горного Алтая нашли аналог дома, построенный родственником Атаманова. И уже на основе материалов, собранных в результате этой кропотливой работы, был выполнен проект реставрационно-восстановительных работ. Безусловно, всё это требовало немалых средств и времени.
Акт «Сибспецпроектреставрации» по состоянию на 10 августа 1995 года показывает степень износа дома: фундамент — 100 %, кровля — 100 %, двери — 100 %, лестница — 100 %, отделка — 100 %, стены — 70 %, перегородки — 80 %, печи — 100 % износа и т.д. Все элементы, по мнению специалистов, должны были подлежать реставрации, и лишь 20 % бревенчатой кладки возможно было оставить как есть. Таким образом, строительство оказалось намного масштабней, чем предполагалось вначале, и затянулось на годы. Сроки строительства удлинялись из-за невозможности вести активные работы в зимний период.
Документ, представленный АФИ «Сибспецпроектреставрация» на утверждение в Министерство культуры республики Алтай, носил название «Проект реставрации и приспособления Мемориального музея Н.К.Рериха в с. Верхний Уймон республики Алтай». Государственное Собрание Эл Курултай республики Алтай поддержало ходатайство Сибирского Рериховского Общества и 20 июня 1996 года вынесло Постановление о включении «усадьбы Атамановых в селе Верхний Уймон Усть-Коксинского района, в которой в 1926 году останавливался Н.К.Рерих», в Список особо ценных памятников истории и культуры Республики Алтай. Полную поддержку в этом деле СибРО получило со стороны Министерства культуры Алтая и его главы В.Е.Кончева.
Дом Варфоломея Атаманова. /
Музей Н.К. Рериха |
В 1996 году, после утверждения проектно-сметной документации министерством культуры республики Алтай, Сибирское Рериховское Общество под непосредственным авторским надзором приступило к восстановительным работам. Был произведён демонтаж сохранившегося второго этажа подлинного дома. Каждое брёвнышко тщательно осматривалось, отбраковывалось; пригодные к реставрации детали маркировались и откладывались, весь процесс снимался на видеоплёнку. Было спасено 55 брёвен — те самые 20% бревенчатой кладки. В хорошем состоянии сохранились стропила, чердачные и потолочные перекрытия, ригели, оконные коробки, подоконные доски. Всего было отреставрировано и применено около 70% подлинного материала. В целом это составило примерно третью часть от двухэтажного дома.
Во время раскопок были обнаружены так называемые «стулья» — лиственные столбики большого диаметра, которые раньше использовались в качестве фундамента. На их месте был заложен новый фундамент, и воссозданный и отреставрированный дом Атаманова был поставлен на историческое место.
Забегая вперёд, скажем, что в 2000 году, после того как был поставлен сруб и завершены основные работы, сотрудники Музея Николая Рериха в Нью-Йорке прислали в СибРО фотографии 1926 года, относящиеся к Центрально-Азиатской экспедиции. Эти снимки явились подтверждением, что дом был восстановлен предельно точно.
В 1997 году был перезаключён договор СибРО с Правительством республики Алтай. В этом договоре, заключённом между Министерством культуры и туризма РА, отделом культуры администрации Усть-Коксинского района и Сибирским Рериховским обществом, говорилось о сотрудничестве и восстановлении усадьбы Атамановых и создании на её базе Музея Н.К.Рериха.
В нём подтверждалось право СибРО определять внутреннее наполнение и работу будущего Музея: он был отдан общественной организации в бессрочную аренду. Пункт об общественном статусе Музея был внесён в договор не случайно. По мнению Святослава Николаевича Рериха, зависимость от государственных структур и ведомственных барьеров приводит к неоправданному сужению задач и возможностей общественного музея, который должен обладать определённой гибкостью, использовать новые нетрадиционные подходы и иметь возможность напрямую выходить на международное сообщество.
К этому времени именно Сибирь, благодаря поистине подвижнической деятельности Н.Д.Спириной, становится центром по изучению творческого наследия семьи Рерихов. Начиная с 1995 года, сотрудники СибРО неоднократно выезжают в города и сёла Алтая с культурными программами: проводятся выставки репродукций и картин Николая и Святослава Рерихов.
В 1997 году, параллельно с восстановлением усадьбы Атаманова, СибРО начинает, при поддержке областных и городских властей и культурной и научной общественности, строительство Музея Н.К.Рериха в г. Новосибирске.
РАБОТА МУЗЕЯ Н.К. РЕРИХА НА АЛТАЕ |
В августе 2001 года исполнилось 75 лет со дня пребывания семьи Рерихов на Алтае. 7 августа 2001 года стал знаменательным днём для Музея: здесь проведена первая слайдпрограмма, посвящённая Н.К.Рериху и его творчеству. Полная аналогия с Музеем Рериха в Новосибирске, который начал работать раньше завершения строительства и неофициальное открытие которого состоялось 4 мая 2001 года, в день 90-летия Н.Д.Спириной. Так и в Верхнем Уймоне — стройка ещё не закончена, а Музей уже начал принимать гостей. Поэтому 7 августа можно считать днём неофициального открытия Музея Н.К.Рериха на Алтае. В этот день настроение у всех было радостным и торжественным. Все присутствующие отметили, как необыкновенно сияли слайды. Каждый вечер в течение недели строители смотрели слайдпрограммы. Приходили и сельчане. Начало было положено.
Постепенно Музей наполняется не только экспонатами, но и особой атмосферой творчества и сотрудничества. К зиме 2005 года были полностью воссозданы двухэтажный дом В.С.Атаманова и стоящий рядом флигель, также восстановленный на своём историческом месте; установлена первая часть ограждения (прясла) со стороны улицы.
29 июня 2005 года произошло замечательное событие — на здании Музея была укреплена памятная доска с бронзовым барельефом Н.К.Рериха — та самая, которая была торжественно установлена на уцелевшей части дома Атаманова в 1974 году, к 100-летию со дня рождения художника. Девять лет назад она была снята в связи с начавшимися восстановительными работами и всё это время хранилась на территории усадьбы. И вот — памятная доска установлена, Музей сразу прибрёл торжественный и законченный вид!
Строительство продолжается, но Музей работает, принимает гостей из разных уголков нашей планеты. Экскурсия начинается с прируба (сеней), где размещены стенды с фотографиями, рассказывающими об истории восстановления этого дома-музея, стены которого помнят присутствие Елены Ивановны и Николая Константиновича Рериха.
Рядом другой стенд рассказывает о строительстве и культурно-просветительной работе Музея Н.К.Рериха в Новосибирске. Многие туристы, побывав в Музее на Алтае, специально приезжают в Новосибирск, чтобы и посетить здесь Музей Н.К.Рериха, и наоборот — побывавшие в новосибирском Музее стремятся попасть на Алтай.
Одна из комнат на первом этаже, так называемая изба, посвящена старообрядческому быту семьи Атамановых. Сейчас идёт работа по её наполнению. Здесь постепенно восстанавливается обстановка тех лет: вдоль стен стоят длинные лавки, в «красном углу» — иконостас, под ним — стол, накрытый белой скатертью. Справа от входа — большая русская печь, занимающая почти четверть комнаты, на полу — домотканые дорожки. На одной из стен — выставка фотографий, полученных из Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, на которых запечатлены члены экспедиции Н.К.Рериха и семья В.С.Атаманова. В фондах Музея есть драгоценная реликвия — старообрядческое Евангелие XVI века.
Комнату напротив в будущем планируется отвести для проведения временных экспозиций и выставок других художников (в первую очередь алтайских). Летом 2005 года здесь разместили выставку «Алтай — ступени грядущего». На ней были представлены предметы раскопок древних алтайских курганов, фрагменты наскальных рисунков, каменные изваяния. Все эти материалы были найдены в экспедициях доктором исторических наук В.Д.Кубаревым, много лет изучающим Горный Алтай. Экспозицию дополняли репродукции картин Н.К.Рериха, сюжеты которых рассказывают о жизни древних людей.
С четырнадцати лет Николай Рерих занимался раскопками, он хорошо знал и любил древнюю Русь. Специалисты считают, что по его картинам можно изучать историю: как археолог, он точно знает, как выглядит та или иная древняя деталь.
Академик А.П.Окладников в статье «Рерих и археология» отметил, что «на уровне археологической техники того времени его (Н.К.Рериха) раскопки представляли передовое движение, и, как археолога, Н.К.Рериха по праву можно числить в ряду крупных деятелей русской археологической науки».
Две комнаты на втором этаже отведены под выставочные залы. В западной, которая называлась горницей, в августе 1926 года жили Николай Константинович и Елена Ивановна. Старожилы помнят, как у открытого окна второго этажа сидела Елена Ивановна и работала: именно здесь она корректировала «Общину» — одну из книг Учения Живой Этики, которая затем была издана в Монголии; здесь Николай Константинович принимал гостей и беседовал с ними о кооперации, о будущей жизни... Сейчас здесь, под Знаменем Мира, — портреты Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, размещены репродукции картин Н.К.Рериха.
В восточной комнате второго этажа, где в кабинете хозяина дома жил когда-то Юрий Николаевич Рерих, размещена посвящённая ему фотовыставка и выставка индийских пейзажей Святослава Николаевича Рериха. В «связи» второго этажа — фотовыставка, рассказывающая о жизни и деятельности Наталии Дмитриевны Спириной и её духовного руководителя Бориса Николаевича Абрамова.
Строительство продолжается, но с раннего утра и до позднего вечера двери Музея гостеприимно распахиваются перед посетителями. Уже собралось много отзывов, приведём небольшую их часть.
«С глубочайшей признательностью и низким поклоном всем, кто принимал участие в восстановлении и охранении этого дома для Новой России. Пусть ваш самоотверженный труд станет примером для всех последователей Живой Этики. Пусть миру будет хорошо!» (Члены Международной ассоциации «Мир через культуру» и общественного движения «Новая Страна», г. Москва).
«Дорогие мои! Великое вам спасибо за то, что вы делаете такое нужное всем нам дело! Мы прикоснулись к духу удивительных людей, когда-то посетивших наш мир и побывавших здесь, — и это благодаря вам, восстановившим эту усадьбу!» (В.И.Харитонов, д.и.н., Институт этнологии и антропологии РАН).
«Спасибо за Музей! Он будет служить людям настоящего и будущего. Служить добру, красоте и возрождению Алтая» (г. Пенза).
«Хочется выразить искреннюю благодарность сотрудникам Музея за их доброжелательность и создание душевной атмосферы в общении с посетителями. Хочется пожелать успехов в благородном и трудном деле — изучении и распространении наследия Рерихов» (Л.В.Лапаева, г. Москва).
«Дорогие друзья! Нет слов, чтобы выразить все чувства, которые мы испытали от встречи с вами, с этим прекрасным Музеем. Низкий вам поклон и величайшая благодарность за ваш земной труд в восстановлении этого дома и труд духовный. Мы впервые прикоснулись к великому наследию семьи Рерихов. Спасибо вам за то, что вы есть, за вашу совместную идею нести свет, добро людям через Рериховское Общество. Желаем вам силы духа в работе дальнейшей» (семья Зайцевых, г. Барнаул; семья Евстифеевых и Зуйковых, г. Бийск).
«Творчество Рериха — его жизнь и философия. Часть Великой Русской культуры на Горно-Алтайской Земле. И возрождение комплекса Музея-усадьбы Атаманова — большое, нужное для России и народа Дело. Вам будут благодарны потомки, люди творческих профессий, специалисты-реставраторы, художники, историки за эту жемчужину в столь глухом краю Могучего Алтая.
Музейные и реставрационные работы — интересны. Спасибо вам, специалисты и энтузиасты, за ваш труд. Желаю Музею развиваться, комплексно реставрироваться и быть очагом культуры для местных жителей и приезжающих» (П.П.Зыбайло, член-корреспондент Академии архитектурного наследия, член Союза Архитекторов РФ, директор института «Сибспецпроектреставрация»).
1 Рерих Ю.Н.: Материалы юбилейной конференции. М., 1994. С. 47.
2 Перед Восходом. 1998, № 8. С. 11.
3 Из Пояснительной записки к научно-проектной документации восстановления и реставрации дома Атамановых.
4 Перед Восходом. 1995, № 4. С. 6.
5 Крестьяне Алтая о Николае Рерихе // Сибирские огни. 1974, № 10.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.